Как теперь будет нести ответственность учреждение за неисполнение судебного акта
В судебной практике в 2020 году было объемное дело, которое можно расценивать как прецедент. Тогда судебные инстанции всех уровней встали на защиту прав казенного учреждения. Разберем его — возможно, это поможет вашему руководителю отбиться от обвинений.
Как суд поддержал учреждение
УФК по Амурской области проверило федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области». В 2018–2019 годах, по мнению ревизоров, учреждение допустило неэффективное использование средств. Потребив в конце 2018 года тепло, образовало кредиторскую задолженность, на которую у учреждения не было обоснований, так как не было доведено лимитов бюджетных обязательств.
Поставщик коммунальных услуг в судебном порядке взыскал кредиторскую задолженность. Также учреждение вынуждено было оплатить госпошлину, уплатить пени и прочие судебные издержки. Однако учреждение обратилось в арбитражный суд, чтобы отменить представление УФК в части выводов о неэффективном использовании средств бюджета.
Все судебные инстанции сошлись во мнении, что учреждение правомерно оплатило задолженность и прочие расходы по исполнительному листу из-за отсутствия достаточного объема ЛБ (см. таблицу ниже).
История дела
Реквизиты | Решение |
---|---|
Решение Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2020 по делу № А04-7266/2019 | Отменено представление УФК в части выводов о неэффективном использовании средств бюджета по оплате кредиторской задолженности и пеней за потребленную теплоэнергию по итогам судебных разбирательств с поставщиком коммунальных услуг, что повлекло судебные расходы, пени и госпошлину |
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 № 06АП-781/2020 по делу № А04-7266/2019 | Требование учреждения удовлетворено |
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.06.2020 № Ф03-2026/2020 по делу № А04-7266/2019 | Требование учреждения удовлетворено |
Определение ВС от 24.08.2020 № 303-ЭС20-11470 по делу № А04-7266/2019 | Требование учреждения удовлетворено |
Что изменится для учреждений
В июле КАС дополнили статьей 363.1. В ней сказано об ответственности за неисполнение судебного акта. Суть поправок такова.
На заметку
Поправки в КАС инициированы Верховным судом
В случае если у регионального или муниципального бюджета будет недостаточный объем финансового обеспечения, то должностные лица, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которым назначены штрафы по судебным актам, например за нарушение условий предоставления субсидий, освобождаются от уплаты судебного штрафа за невыполнение по этим судебным актам. Важно, чтобы была в наличии доказательная база для суда, свидетельствующая, что должностные лица вносили или направляли в финансовые органы при составлении проекта бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.
Для казенных учреждений, а также для федерального уровня власти данные поправки не несут преференций, поскольку распространяются только на региональные и муниципальные власти. Они освобождают от ответственности по уплате штрафа за нарушения в части реализации региональных или муниципальных проектов и задач из-за отсутствия финансирования при указании необходимости в объемах при планировании бюджета субъекта РФ или местного бюджета. При этом необходимости исполнять судебный акт данные поправки не снимают.
Вывод: наметилась тенденция об «облегчении» участи казенных учреждений, в том числе региональных и муниципальных властей. Однако пока это очень незначительное послабление.