ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2022года
Отчетность

Консолидированные расчеты в отчетности за I квартал

Мария Беляева, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, консультант по бухгалтерскому учету в государственном секторе

Применять ли детализированные счета 1 304 Х4 с этого года

Документ

Стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность» утвержден приказом Минфина от 30.10.2020 № 255н

С 2022 года начал действовать стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», который существенно расширил список счетов консолидации расчетов. Новые счета планировалось ввести в инструкции № 157н и № 162н (проект приказа об изменении единого плана счетов опубликован на портале regulations.gov.ru). Эти поправки должны были изменить конфигурацию консолидированных расчетов между всеми субъектами учета, а следовательно, и порядок формирования справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).

В прошлом году Минфин на конференциях и семинарах вовсю рассказывал о новациях, однако пока изменений нет. Поскольку актуальной информации от ведомства тоже нет, за I квартал 2022 года справку (ф. 0503125) формируйте по установленным ранее положениям. До внесения изменений в инструкции № 157н и № 162н применять счета 1 304 14 00, 1 304 24 000, 1 304 34 000 и 1 304 44 000 недопустимо.

Применять ли детализированные счета 1 401 41 и 1 401 49

Важная деталь

В Инструкции № 162н нет порядка учета доходов с детализацией по счетам 1 401 41 и 1 401 49. Проводки устанавливает либо финансовый орган, либо ГРБС (п. 2 Инструкции № 162н)

С 13 февраля 2022 года действуют поправки в Инструкцию № 191н, которые коснулись заполнения справки (ф. 0503125) в отношении оборотов по счетам 1 401 41 и 1 401 49 по целевым межбюджетным трансфертам (приказ Минфина от 21.12.2021 № 217н). Однако их применение не носит обязательного характера. Администраторы доходов могут отражать на счетах 1 401 41 и 1 401 49 расчеты по межбюджетным трансфертам, но только если такое требование установил субъект консолидируемой отчетности, то есть финансовый орган.

Не рекомендуется применять эти счета, так как для пользователя отчетности они не несут полезной информации. А практическая реализация вызывает дополнительные трудозатраты, что противоречит пункту 74 стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности…» (утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н).

Напомним, что есть такое правило: затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования.

Применять ли счет 1 304 04 при передаче расчетов

В настоящее время есть сложности в применении счета 1 304 04, если его использовать в корреспонденции со счетами расчетов, например 1 206 00 или 1 302 00.

Варианты, как отражать операции в учете, посмотрите в таблице ниже.

Варианты отражения расчетов через счет 1 304 04

Вариант 1 Вариант 2
1 304 04 200 — внутриведомственные расчеты по расходам 1 304 04 56Х (66Х) — внутриведомственные расчеты по поступлению (выбытию) финансовых активов

1 304 04 73Х (83Х) — внутриведомственные расчеты по увеличению (уменьшению) обязательств

В плане счетов эти счета предусмотрены. Однако нет утвержденных в Инструкции № 162н проводок. Для сравнения: для бюджетных и автономных учреждений необходимые проводки в инструкциях № 174н и № 183н утверждены, но без уточнения кодов КОСГУ по счету 0 304 04. На практике можно встретить оба варианта, хотя большинство тяготеют к первому, что впрочем не исключает второй. Возникновение дискуссии влечет затруднения при формировании документов.

С точки зрения достоверности отчетности при составлении консолидированной отчетности обороты взаимно исключаются. Но данный вопрос требует уточнения у финансового органа либо ГРБС (п. 2 Инструкции № 162н). В противном случае возможны изначально неверные проводки в извещении (ф. 0504805), а при введении счетов 1 304 4Х, анонсированных Минфином, сложности будут не только во внутриведомственных расчетах, но и в расчетах с иными типами субъектов учета — бюджетными и автономными учреждениями.

На заметку

По каким счетам составлять справку (ф. 0503125)

Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) составляют, за исключением межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, по счетам:
1 304 04 000 — при внутриведомственных расчетах;
1 401 10 19Х, 1 401 20 241, 1 401 20 281 и 1 401 10 189 — при межведомственных расчетах и при расчетах с бюджетными и казенными учреждениями;
1 304 06 000 — при реорганизации или смене типа учреждения.

Пример. Администрация заключила муниципальный контракт на подписку периодических изданий, оплатив 100-процентный аванс.

Передача расчетов по выданным авансам была произведена каждому получателю бюджетных средств по извещению (ф. 0504805). В учете сделана проводка:
ДЕБЕТ КРБ 1 206 26 564    КРЕДИТ КРБ 1 304 05 226
— 100 000 руб. — перечислен аванс за подписку.
Вариант 1. Проводки со счетом 1 304 04 226.
Запись у администрации:
ДЕБЕТ КРБ 1 304 04 226    КРЕДИТ КРБ 1 206 26 664
— 5000 руб. — передана дебиторская задолженность ПБС.
Запись у ПБС:
ДЕБЕТ КРБ 1 206 26 564    КРЕДИТ КРБ 1 304 04 226
— 5000 руб. — получена задолженность.
Вариант 2. Проводки со счетом 1 304 04 66Х.
Запись у администрации:
ДЕБЕТ КРБ 1 304 04 564    КРЕДИТ КРБ 1 206 26 664
— 5000 руб. — передана дебиторская задолженность ПБС.
Запись у ПБС:
ДЕБЕТ КРБ 1 206 26 564    КРЕДИТ КРБ 1 304 04 664
— 5000 руб. — получена задолженность. 
Оба варианта отражения показателей в справке (ф. 0503125) посмотрите в образце ниже.

Как заполнить справку по консолидированным расчетам (ф. 0503125)

Вариант 1
Вариант 1
Операция со счетом 1 304 04 226
Вариант 2
Вариант 2
Операция со счетом 1 304 04 564
Вопросы
Вопросы
Для уточнения финорганом или ГРБС 
Вопросы
Вопросы
Для уточнения финорганом или ГРБС