ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2019года
Контроль

Что изменилось в правилах заполнения путевого листа

Валерия СУСЛИКОВА, эксперт журнала «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение»


Документ

Приказ Минтранса от 21.12.2018 № 467 внес изменения в порядок заполнения путевых листов

Минтранс внес четыре изменения в порядок оформления путевых листов:

  • сократил срок, на который можно выписать путевой лист;
  • добавил новые реквизиты;
  • отменил штампы при заверении подписей;
  • уточнил, когда фиксировать данные одометра.

Поправки действуют с 1 марта. Об этих изменениях Минтранс предупреждал еще в письме от 28.09.2018 № 03–01/21740-ИС.

Проверять путевые листы вправе сразу пять ведомств: ФНС, ГИБДД, Минтранс, Роструд и Росздравнадзор. Что именно контролирует каждое ведомство, смотрите в шпаргалке (ниже). Чтобы не нарваться на санкции, оформляйте путевой лист по новым правилам. Главное в статье Скрыть

Шпаргалка

Что проверят контролирующие ведомства в путевых листах

№ ВедомствоЧто проверитКак накажет
1 Минтранс Обязательные реквизиты (постановления ВС от 13.09.2018 № 31-АД18-14, от 06.06.2018 № 12-АД18-4) Штраф — 30 000 руб. (ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП)
2 ГИБДД Отметки о медосмотре и техосмотре (постановление ВС от 29.06.2017 № 50-АД17-2) Штраф — до 30 000 руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП)
3 Роструд Отметки о медосмотре Штраф — 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП)
4 Росздравнадзор Отметки о медосмотре Штраф — 30 000–50 000 руб. (ст. 11.32 КоАП)
5 ФНС Обязательные реквизиты, расход топлива и расстояние, которое преодолел водитель Если решат, что путевой лист фиктивный, снимут расходы. Есть риск, что компенсацию и расходы на ГСМ признают доходом сотрудника и начислят НДФЛ и взносы

Срок путевого листа


На заметку

По всему тексту документа слова «гараж (депо)» и «место постоянной стоянки» заменены на единое понятие «парковка (парковочное место)»

Оформлять один путевой лист на несколько поездок в разные рабочие дни или смены больше нельзя. Чиновники исключили из приказа упоминание о сроке в один месяц. Теперь путевой лист оформляют до начала рейса. Если машина делает в течение дня один или несколько рейсов, как и раньше, нужен один путевой лист на день. Новая норма не совсем удобна для бухгалтера, если водитель ежедневно совершает рейсы, — будет больше работы. Ведь вместо одного путевого листа на месяц придется выписывать путевой лист на каждый рейс.

В правилах есть исключения. Если водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены), например едет в командировку, то путевой лист выдают на более длительный срок. В этом случае в сведениях о сроке действия путевого листа надо указать временной промежуток, в течение которого будут использовать документ. Если его составили на один день, указывают дату, в течение которой можно его использовать (см. образец). Главное в статье Скрыть

Образец. Фрагмент путевого листа легкового автомобиля

Если продолжительность рейса превышает рабочий день, в путевом листе поставьте даты начала рейса и его окончания (п. 4приказа Минтранса от 18.09.2009 № 152)
Учреждение не обязано составлять путевой лист по унифицированной форме, утвержденной постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Оно может разработать свою собственную форму
Заверять штампом медработника отметку о пройденном медосмотре не нужно
Дату и время выезда, а также показания одометра заверять штампами вместо подписей больше нельзя. Проверьте, чтобы была подпись и расшифровка подписи ответственного сотрудника 
Назначьте сотрудника, который будет фиксировать показания одометра и заносить их в путевой лист и заверять своей подписью с обязательной расшифровкой. Показания одометра нужно указать на дату выезда с парковки, а также заезда на парковку
Образец подготовлен экспертами журнала «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение»

Новые реквизиты


На заметку

Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296

Учреждение не обязано составлять путевой лист по унифицированной форме, утвержденной постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Оно может разработать свою собственную форму, которая будет содержать все необходимые ему реквизиты, и утвердить ее в учетной политике. Однако в этом документе должны быть все обязательные реквизиты из приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152. Данный приказ распространяется на все учреждения, эксплуатирующие транспортные средства. И если пропустить хотя бы один обязательный реквизит, поездка будет считаться недействительной. Главное в статье Скрыть

В 2019 году в число обязательных реквизитов путевого листа включено пять новых.

  • показания одометра при выезде машины с парковки;
  • личная подпись сотрудника, который вносит информацию о пробеге в путевой лист;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда автомобиля с места парковки и заезда на нее;
  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.

Информация

Минтранс разъяснил, как оформлять путевой лист 

Если в течение дня или рейса одним автомобилем посменно управляет несколько водителей, можно оформить один путевой лист. В таком случае нужно обеспечить идентификацию отметок медицинского работника, который проводил медосмотр, для каждого водителя.

Так же специалисты Минтранса сообщили, что последовательность проведения предрейсовых медосмотров и предрейсового или предсменного контроля технического состояния автомобиля законодательством не установлена. То есть медицинский осмотр можно проводить позже технического контроля и наоборот (письма Минтранса от 08.04.2019 № Д3-531-ПГ, от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ).

Отметки в путевых листах

Отметки о медосмотре, техосмотре и показания одометра теперь заверяют подписью. Штамп больше не нужен. Работник должен расписаться лично, указать фамилию и инициалы.

Пресс-служба Минтранса сообщила нам, что в настоящий момент Минтранс совместно с МВД, Минпромторгом, Минздравом разрабатывает порядок проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, а также предрейсового технического контроля автотранспорта. Чтобы реализовать мероприятия, они разработали специальную «дорожную карту».

Однако пока медицинский осмотр водителей и технический контроль машины предполагают непосредственное участие квалифицированного работника в режиме реального времени. Поэтому подпись медперсонала и технического сотрудника нужно получить лично до выезда в рейс или смену.